carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Categories:

Прогулки по Флоренции






После замечательного отпуска в Фоллонике провела я несколько дней во Флоренции.
Я просто гуляла, наблюдала, наслаждалась красотой и восхищалась Флоренцией.
Конечно, без музеев не обошлось (это была бы не я), но я ничего заранее не планировала.

Перед поездкой я снова перечитала «Рим, Неаполь и Флоренция» Стендаля.
Шедевры, которые восхищали Стендаля 200 лет назад, совсем не изменились и вызывают и сейчас сходные чувства.

Сравним впечатления?



Стендаль: Позавчера, когда я спускался с Апеннин, приближаясь к Флоренции, сердце мое сильно билось... Наконец на одном повороте дороги взорам моим открылась равнина, и я увидел издали неясную, темную громаду Санта-Мария-дель-Фьоре с ее знаменитым куполом, шедевром Брунеллески]. «Здесь жили Данте, Микеланджело, Леонардо да Винчи! — думал я. — Вот он, благородный город, царица средневековой Италии! В этих стенах возродилась цивилизация, это здесь Лоренцо Медичи так хорошо играл роль монарха, создав двор, где впервые после Августа предпочтение отдавалось невоенным заслугам»...







Стендаль: Сегодня вечером, когда я сидел на соломенном стуле у входа в кафе в центре главной площади, как раз напротив палаццо Веккьо, окружающая толпа и холод почти не мешали мне видеть все то, что здесь некогда происходило.

Обойдя снаружи собор Санта-Мария-дель-Фиоре, Баптистерий и колокольню Джотто, я сидела в кафе перед входом в колокольню и наблюдала за окружающими (с погодой мне повезло больше, чем Стендалю – стояла середина сентября ).



Перед этим я заходила в книжный магазин при музее собора Санта-Мария-дель-Фиоре (музей Опера-дель-Дуомо). Музей недавно отреставрирован и открылся снова в 2015 году. Заметила интересное нововведение – в билетном автомате можно купить единый билет в собор, музей собора, баптистерий и на колокольню, действующий 48 часов, стоимость 15 € (в интернете сведений об этом нет, надеюсь, не отменят до моего следующего приезда).
А книжный магазин меня разочаровал (и в других музеях тоже): выбор книг именно о коллекциях музеев невелик. Я последнее время предпочитаю покупать книги о музеях, написанные искусствоведами, историками, а не просто набор иллюстраций.

*****

Стендаль: ...Весь вчерашний день я провел в какой-то мрачной задумчивости об историческом прошлом... Выйдя из Сан-Лоренцо, я стал наугад бродить по улицам. В глубоком безмолвном волнении (с широко раскрытыми глазами и не произнося ни слова) созерцал я эти дворцы, воздвигнутые около 1300 года флорентинскими купцами: это настоящие крепости...
Я был счастлив, что никого здесь не знаю и ни с кем не должен разговаривать. Это средневековое зодчество целиком завладело моей душой: мне казалось, я живу во времена Данте...

Флоренция, вымощенная крупными, неправильной формы плитами белого камня, отличается редкой чистотой; на улицах ее вдыхаешь какое-то особое благоухание! За исключением некоторых голландских городков Флоренция, может быть, самый чистый город в мире и, верно уж, один из самых прелестных. Его греко-готическая архитектура обладает всей четкостью и законченностью прекрасной миниатюры...

Но, несмотря на редкую красоту стольких улиц, полных величавой грусти, ничто не может сравниться с палаццо Веккьо. Эта крепость, выстроенная в 1298 году на добровольные пожертвования купечества, гордо вздымает ввысь свои кирпичные зубцы и невероятно высокие стены не в каком-нибудь пустынном углу, а в центре самой прекрасной из площадей Флоренции...




Стендаль: Во Флоренции палаццо Веккьо и весь контраст суровой действительности средневековья производит впечатление величия и правды. Видишь творения искусства, порожденные силой страстей, и также видишь, как впоследствии все становится незначительным, мелким, надуманным, ибо бурные вихри страстей уже не надувают паруса, устремляющего вперед душу человека, столь беспомощную, когда она лишена страстных чувств, то есть настоящих пороков и добродетелей...

Увы, площадь Синьории, в том числе фонтан Нептуна и конная статуя Козимо Джамболоньи, почти вся уставлена строительно-реставрационными лесами.



Лишь копии скульптур «Давид» Микеланджело, «Юдифь с головой Олоферна» Донателло и «Геркулес, победивший Какуса» Бандинелли снисходительно наблюдают за туристами, стремящимися в палаццо Веккьо.

В Лоджии Ланци сидят уставшие туристы и мешают фотографировать.
О Лоджии Ланци напишу отдельный пост позже. У меня был давно пост о флорентийской архитектуре в Мюнхене, но я хотела подробней рассказать и сравнить Лоджию Ланци и Зал баварских полководцев. Хотела! Если во Флоренции я, немного подождав, сфотографировала скульптуры в Лоджии, то в Мюнхене я вообще и близко не смогла подойти. Пришлось отложить.



*****

Стендаль: Флоренция построена в довольно узкой долине, образованной лысыми горами, и прижата к холму, замыкающему долину с юга. Этот город, расположением улиц напоминающий Париж, стоит на реке Арно, как Париж на Сене. Арно, горный поток, которому поперечная плотина, обслуживающая мельницу, придает под мостами Флоренции облик настоящей реки, тоже течет с востока на запад.

Во Флоренции перекинуты через Арно четыре моста, расположенные приблизительно на равном расстоянии друг от друга: вместе с набережными и южным холмом, где четко вырисовываются в небе кипарисы, они образуют восхитительный ансамбль... Второй из флорентийских мостов, если идти вниз по течению Арно, загроможден ювелирными лавками...



Каналетто (Бернардо Беллотто) «Арно и мост Санта-Тринита»


Каналетто (Бернардо Беллотто) «Арно и мост Понте-Веккьо»

*****

Стендаль: Флоренция — это музей, переполненный иностранцами; они переносят туда и свои обычаи...

Мда, лучше не скажешь.
Хотя, все относительно. В Мюнхене во время Октоберфеста, или адвента их (туристов) намного больше. А в Вюрцбурге было еще больше, что меня даже удивило.
Я не против туристов, в конце концов, я сама была туристской во Флоренции, но город был полон шумных китайских туристов, размахивающих такими сверхдлинными палками для селфи, что я иногда опасалась за свою голову.
Хотелось бы спокойного созерцания красот.

*****
Продолжение следует.
Tags: Италия - Флоренция
Subscribe

  • Книжные итоги. Июнь

    Florian Illies «1913: Der Sommer des Jahrhunderts» пост Книгу «1913 год» хорошо бы прочитать дважды. Второй раз читать главы книги в…

  • Июль

    Альфонс Муха «Июль», 1899 год Это один из шести медальонов, посвященных месяцам июль – декабрь. Медальоны использовались для иллюстрации обложки…

  • Расколдовывание мира

    Из книги Флориана Иллиеса «1913: Лето столетия» В мае 1913 года немецкий социолог и философ, Макс Вебер вводит новое понятие "расколдовывание…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments