carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Categories:

«… божественнейший Микеланджело Буонарроти» (Джорджо Вазари)

«И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.»

Микеланджело Буонарроти, Сонет № 60

«Микеланджело победил и превзошел не только природу, но и этих самых знаменитейших древних»
Джорджо Вазари


Джорджо Вазари был первым биографом Микеланджело.
О Микеланджело написано много книг. Из ранее мною прочитанного:
Ромен Роллан «Жизнь Микеланджело»
Ирвинг Стоун «Муки и радости»
Марсель Брион «Микеланджело»
Д. С. Мережковский «Микеланджело»

Одна из лучших художественных биографий, по моему мнению, – книга Ирвинга Стоуна «Муки и радости».
Некоторые отрывки я перечитала, идя в церковь Сан Лоренцо и Капеллу Медичи, а затем в церковь Санта Кроче.

1. Капелла Медичи


"...У папы Льва X и кардинала Джулио возник проект построить при церкви Сан Лоренцо сакристию и перенести в нее прах своих отцов — Великолепного и брата его Джулиано. Стены этой новой сакристии начали возводить уже давно и теперь эту работу возобновили. […] Папа Лев и кардинал Джулио направили теперь к Микеланджело Сальвиати с предложением изваять скульптуры для новой капеллы.

Микеланджело набросал новый проект: два строгих саркофага, размещенных у двух противоположных стен, на обоих саркофагах по две полулежащих аллегорических фигуры — «Ночь» и «День» на одном, «Утро» и «Вечер» на другом, две мужских и две женских — четыре величавых, полных духовной и физической красоты изваяния, которые выражали бы собой глубокое раздумье, олицетворяя весь круг человеческой жизни.

В часовне Медичи он обрел возможность разработать в группе статуй одну объединяющую тему. Мысль, которую он вдохнет в изваяние, будет для него гораздо важнее, чем все его искусство, все мастерство работы.

По мере того как 1531 год становился 1532-м и 1532-й сокращался и переходил в 1533-й, Микеланджело спрашивал себя:
«Куда бежит время?»

Ответ был достаточно прост: оно бежит, чтобы стать из аморфного реальным, превратиться в частицу жизненной силы — в «Богородицу с Младенцем», в «Утро», в «Вечер», в «Ночь», в изваяния юных Медичи.
Красота человека для него всегда была альфой и омегой искусства.

Все весенние и летние месяцы он провел за работой: проектировал стены и купол часовни, набрасывал фигуры «Ночи» и «Дня», «Утра» и «Вечера», обдумывал статуи двух молодых Медичи, в натуральную величину, — они должны были разместиться в нишах над саркофагами, — рисовал изваяние Богоматери с Младенцем, готовя ей место подле стены напротив алтаря.

«Утро» он закончил в июне, «Ночь» — в августе: два великих мраморных изваяния заняли у него после того, как он покинул свою колокольню, всего девять месяцев, — его огромная внутренняя энергия потоком лилась в это жаркое и сухое лето. Затем он обратился к мужским фигурам — «Дня» и «Вечера». Он оставлял на головах этих изваяний сильные каллиграфические штрихи резца, не оттачивая поверхность и не полируя, потому что следы инструмента сами по себе давали ощущение мощи и мужественности. У изваяния «Дня», мудрого и сильного мужчины, познавшего всю боль и все наслаждения жизни, голова была повернута над массивным плечом и предплечьем так, что каждый мускул торса уводил взгляд зрителя к спине, которая могла выдержать на себе всю тяжесть мира.
Лицо «Вечера», с глубоко запавшими глазами, костистым носом и небольшой округлой бородой, было лицом самого Микеланджело; чуть склоненная набок, как позднее, опускающееся к горизонту солнце, голова; суровое, с жесткой кожей, лицо, перекликавшееся с фактурой загрубелых трудовых рук; крупные, чеканной формы колени скрещенных ног, простертая левая нога, которую поддерживал неотделанный слой мрамора, выступавший за край гробницы.

Он завершил статую «Вечера» в сентябре.

Перейдя от глины к мраморному блоку, он принялся высекать статую юного Лоренцо — статуя должна была занять нишу над изваяниями «Утра» и «Вечера». Микеланджело постоянно думал об архитектуре всей часовни и, разрабатывая эту фигуру, олицетворявшую созерцание, стремился выразить в ней замкнутость и статичность, отрешенность от внешнего мира. Лоренцо весь должен был быть во власти своего раздумья. И словно для контраста, статуя Джулиано была пронизана движением: ей было предназначено место на противоположной стороне, у гробницы, поддерживавшей мраморы «Дня» и «Ночи». В свободной позе Джулиано чувствовалось как бы круговое движение, не знающее никакого перерыва. Если голова Лоренцо была как бы вдавлена в плечи, то Джулиано порывисто вытянул шею, устремляясь куда-то в пространство.

Но наибольшую радость доставляла ему «Богоматерь с Младенцем». Всеми корнями своей души, каждым своим фибром жаждал он наделить ее божественной красотой: лицо ее сияло любовью и состраданием — этим живым родником человеческого бытия и упования на будущее, божественным средством, благодаря которому род людской, грудью встречая напасти и бедствия, продолжит свое существование.

Стоя среди своих аллегорических изваяний, он осознал, что время — это тоже инструмент, орудие работы; большое произведение искусства требует, чтобы прошли месяцы, даже годы, прежде чем заложенная в нем энергия чувств обретет отчетливость и твердость. Время играло роль своеобразной закваски — многое в образах Дня, Утра и Богоматери до сих пор ускользало от Микеланджело и только теперь стало ясным; формы скульптур выглядели более зрелыми и крепкими. Произведение искусства делает частное всеобщим. Время же придает произведению искусства вечность

Закончена ли теперь часовня? После четырнадцати лет труда?

Стоя между расположенными по обе стороны, у стен, изящнейшими саркофагами, на каждом из которых скоро будет водружено по две гигантских фигуры — «Утра» и «Вечера», «Дня» и «Ночи», глядя на дивную «Богоматерь с Младенцем», усаженную напротив широкой боковой стены, Микеланджело чувствовал, что он изваял все, что хотел изваять, и сказал все, что хотел сказать. Для него часовня Медичи была закончена. Он был уверен, что Великолепный поблагодарил бы его и с удовлетворением принял бы эту часовню и эти изваяния вместо того фасада, создать который ему так хотелось."



Гробница Джулиано, герцога Немурского (сына Лоренцо Великолепного)
В стенной нише – фигура Джулиано, под ней расположен саркофаг, на котором находятся две аллегорические фигуры: женская - Ночь и мужская - День.


Гробница Лоренцо, герцога Урбинского (внука Лоренцо Великолепного).
В стенной нише – фигура Лоренцо. Композиция саркофага аналогична, на нем находятся две аллегорические фигуры: мужская – Вечер, женская – Утро.



Саркофаг с прахом Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано.
На крышке саркофага находятся фигуры Мадонны с младенцем работы Микеланджело ,
св. Козьмы (скульптор Монторсоли, ученик Микеланджело) и св. Домиана (скульптор Рафаэлло да Монтелупо, ученик Микеланджело) - покровителей семьи Медичи.


****

2. Церковь Санта Кроче


Февраль 1564 года.

"Микеланджело подумал:
«Человек проходит. Лишь произведения искусства бессмертны».

— Я хочу, чтобы меня похоронили в Санта Кроче, вместе с нашим семейством.
— Папа намерен похоронить вас в вашем собственном храме, храме Святого Петра.
— Это… это не моя родина. Поклянись, что ты отвезешь меня во Флоренцию…
— Папа не позволит этого, но флорентинские купцы могут тайком вывезти вас через Народные ворота с караваном товаров…
— Пусть так и будет. — Силы его быстро падали. — Я предаю свою душу в руки Господа… тело земле, а достояние — своему семейству… Буонарроти..."



Церковь Санта Кроче



Памятник Микеланджело (прах Микеланджело захоронен под алтарем) - проект Джорджо Вазари, бюст Микеланджело и статуя Живописи — Баттиста Лоренци, статуя Архитектуры — Джованни делла Опера, статуя Скульптуры — Валерио Чоли, фреска — Дж. Б. Нальдини.



_________
1. Прогулки по Флоренции
2. Последняя из рода Медичи
3. Поэт-изгнанник
Tags: Италия - Флоренция
Subscribe

  • Афинская Агора

    Место нельзя назвать городом, а обитателей его — горожанами, если нет в нем архивов, гимназии, театра, агоры и запаса воды в колодцах. Павсаний…

  • Афины. Акрополь (2)

    "...там есть здание, именуемое Эрехтейоном, перед входом стоит жертвенник Зевса Вышнего, на котором не приносят в жертву ничего живого, и даже,…

  • Афины. Ареопаг

    "Для тех, кто опускается с акрополя, но не в нижний город, а через Пропилеи , встречается источник воды и […] тут находится так называемый Ареопаг…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments