carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Category:

Подражание по-баварски

Приблизительно год назад я вернулась из отпуска в тосканской Фоллонике и нескольких дней, проведенных во Флоренции.

Мне тогда еще хотелось похулиганить и сравнить флорентийскую Лоджию Ланци и мюнхенский Зал баварских полководцев.

Пришлось отложить: во Флоренции я, немного подождав, могла сфотографировать скульптуры в Лоджии, но в Мюнхене был Октоберфест и я даже близко не могла подойти.
Сфотографировала намного позже (после Рождества и закрытия рождественских базаров).

Итак, Флоренция vs. Мюнхен. Это, конечно, шутка.

Florenz
Флоренция - Лоджия Ланци
и ее шедевры:

Florenz
Бенвенуто Челлини «Персей с головой Медузы»

Florenz
Джамболонья «Похищение сабинянок»

Florenz
«Менелай с телом Патрокла» - мраморная копия I века н. э. с утраченной пергамской скульптуры

*****

Мюнхенская Галерея полководцев, или Зал баварских полководцев - Фельдхеррнхалле (Feldherrnhalle) была возведена архитектором Фридрихом фон Гертнером в 1841—1844 годах в ознаменование побед баварских войск по указу короля Людвига I (баварский король Людвиг I вошёл в историю как меценат, покровительствующий поэтам, писателям, художникам, актёрам) и находится на площади перед церковью ордена театинцев (Theatinerkirche).

Mnchen
Мюнхен - Зал баварских полководцев

Строительство началось 18 июня 1841 года (26-я годовщина битвы при Ватерлоо), а закончилось в октябре 1844 года (31-я годовщина Битвы народов у Лейпцига).

Идея архитектора Фридриха фон Гертнера заключалась в том, чтобы оформить гармоничный переход от старого центра города к новому проспекту Людвигштрассе. Для своего зала Гертнер предусмотрел цоколь, благодаря чему Фельдхеррнхалле выглядит монументальнее.

Фельдхеррнхалле - это открытый зал с тремя арками высотой 20 метров. Внутрь можно подняться по широкой лестнице. Под арки были помещены скульптуры графа Тилли и князя Вреде, отлитые Фердинандом фон Миллером по эскизу Людвига Шванталера из пушечной бронзы.

Florenz2_Cellini.jpg
князь Вреде


граф Тилли

Лион Фейхтвангер в романе «Успех» написал:
«...Господин Гессрейтер дошел до Одеонсплаца. Перед ним возвышалась Галерея полководцев, построенная по образцу флорентийской Лоджии деи Ланци в честь двух величайших баварских полководцев Тилли и Вреде, из которых один не был баварцем, а другой — полководцем...»
Эта фраза «Один — не баварец, а другой — не полководец» стала крылатой и часто используется мюнхенцами в ироническом смысле.

В глубине зала скульптурная композиция по эскизу Фердинанда фон Миллера (1882), состоящая из воина со знаменем, его подруги и льва, посвященная победам баварской армии во франко-германской войне 1870 - 1871 года.


По поводу памятника баварской армии мюнхенцы иронизируют, что там изображен истинный баварец: «Знамя отдам, а даму — никогда!»

Аркады Фельдхеррнхалле охраняют два льва. Причем левый смотрит с раскрытой пастью и повернут в сторону Резиденции. Это означает, что мнение и приказы монарха, возможно осуждать и возражать ему. А вот пасть правого льва, голова которого повернута в сторону церкви Святого Каэтана, закрыта. Ведь Господу не возразишь.
Львы появились в 1906 году, это работа Вильгельма фон Руманна.
Мюнхенцы шутят, что они из разных мест: с закрытой пастью — из Баварии, а с открытой - из Пруссии, намекая тем самым на болтливость тамошних жителей.

München, Feldherrnhalle
Мюнхенский лев слева


Мюнхенский лев справа

Для сравнения — львы из Флоренции
Флорентийский лев слева (Leone di Fancelli)
Флорентийский лев слева (Leone di Fancelli)

Florenz
Флорентийский лев справа (Leone di Vacca)

И еще одна цитата из романа «Успех» - как можно испортить любой хороший замысел:

«... При виде Галереи полководцев г-н Гессрейтер всегда испытывал какое-то недовольство. Он помнил, как еще мальчиком наслаждался прекрасным строением, с тонким художественным тактом сооруженным архитектором Гертнером в конце Людвигштрассе. Но еще юношей ему пришлось увидеть, как по бокам лестницы были поставлены важно выступающие львы, нарушавшие строгие вертикальные линии строения. Позднее эти идиоты изуродовали заднюю стену галереи дурацкой академической группой, так называемым Памятником армии. С тех пор г-н Гессрейтер всегда с некоторым страхом поглядывал на Галерею полководцев, опасаясь, не выросло ли здесь за ночь еще какое-нибудь новое уродство. Постепенное обезображивание лоджии служило ему барометром нарастающего одичания в его родном городе..

****
О Тилле я писала раньше в одном из постов о Ротенбурге-на-Таубере - «Волшебный напиток»
Граф Тилли прошел путь от простого солдата в испанской армии до фельдмаршала и командующего имперской армией во время тридцатилетней войны.

Во время 30-летней войны в начале 17 века Ротенбург-на-Таубере был захвачен неприятелем и должен был полностью сожжён и разрушен.
31 октября 1631 г. на рыночной площади собрались женщины и дети Ротенбурга и молили Тилли о пощаде.

По легенде, Тилли соглашался не разрушать город только при выполнении одного издевательского и невыполнимого условия: бургомистр Ротенбурга должен был одним глотком осушить 3- с четвертью-литровый кубок с вином. Тогдашний бургомистр Нуш мастерски выполнил это условие и спас город, а в историю вошёл как автор знаменитого «Волшебного напитка».
Tags: Италия - Флоренция, Мюнхен
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments