carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Category:

Мишель Пастуро «Синий. История цвета»


"История цвета - это всегда история общества."
Мишель Пастуро

"Цвет небесный, синий цвет..."
Н.Бараташвили

"Синий свет, свет такой синий"
С.Есенин


«Синий» - первая книга Мишеля Пастуро из серии История цвета, которую я прочитала.
Я бы не сказала, что это научно-популярная книга, скорее монография – много дополнительной информации, ссылок, обширный библиографический раздел. Но книга захватывает.



У каждого есть любимые цвета. Синий никогда не был "моим" цветом, я считала, что он мне не идет.
Но мне казалось, что синий, как и другие цвета и оттенки существовал всегда. Это совсем не так.
Пастуро очень увлекательно рассказывает, как произошла переоценка ценностей в течение столетий.

Неожиданно для меня, но рассказывая о синем, Пастуро объясняет, как важно исследовать мир тканей, в котором представлено все, что влияет на судьбу цвета.

Синий был второстепенным в эпоху Античности и раннего Средневековья.
Предполагали, что греки и римляне вообще не различали синий цвет. Никто из античных авторов не упоминает синий цвет в составе радуги.
Плиний Старший в «Естественной истории» утверждал, что лучшие живописцы используют только четыре краски: белую, желтую, красную и черную.

Это меня очень удивило, почему никто не упоминал синий, как цвет неба и моря???

Некоторые разногласия в понимании цветов привнесла Библия, точнее неточности в переводах библейских текстов.
Пастуро проанализировал перевод разных цветов в Библии - описания цветов в Библии на разных языках не совпадают.

Постепенно западноевропейский мир перешел от спектральных систем на основе трех цветов (белый, красный и черный) к системам, основанным на шести цветах (белый, красный, черный синий, желтый и зеленый).

Слово во французском (а также в итальянском и испанском языках), которым чаще всего обозначают синий цвет, произошло не от латинского, а от немецкого – bleu от blau.

Со временем синий появляется в церкви — в витражах, облачениях священников. Но он не включен в систему богослужебных цветов.
Пастуро подробно описывает богословские дискуссии, посвященные цвету и его месту в богослужении:
мой старый "знакомый" - святой Бернард Клервоский считал, что цвет – не разновидность света, а род материи, т.е нечто низменное, бесполезное и презренное.
Его противник - аббат Сугерий, в 1130–1140 годах руководивший строительством базилики Сен-Дени, приравнивал цвет к свету: синева есть свет, божественный свет, небесный свет.

А потом пришла мода на синее. Как ее объяснить? Синий цвет становится высокоморальным цветом (в т.ч. вследствии Реформации).
Триумф синего произошел в XVIII веке благодаря литературе романтизма. Пастуро вспоминает синий фрак Вертера, сказки, басни, «Синюю Птицу», но забывает «Синюю Бороду» (!).
Жаль, что Пастуро не знает прекрасного стихотворения Бараташвили (Цвет небесный, синий цвет...), жаль, что Борис Пастернак не перевел это стихотворение и на французский.

Отныне синий стал цветом прогресса.
Мода на синий цвет повлияла на лингвистику - появляется много новых слов, обозначающих различные оттенки синего. Пастуро приводит такой пример: в середине XVIII века во французском языке существовало 24 слова для обозначения синих тонов, столетием ранее таких слов было 13.

Обложку книги, которую я читала, украшает репродукция картины Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой»
Для Пастуро Вермеер - величайший из живописцев XVII столетия.
*****
А какой же синий цвет сегодня: нейтральный?, поэтичный?
Я не поменяла своего мнения - синий не стал моим любимым цветом.
А книги Пастуро собираюсь постепенно прочитать все.
Tags: Мишель Пастуро, круг чтения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments