carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Category:

Мишель Пастуро «Красный. История цвета»


"История цвета - это всегда история общества."
Мишель Пастуро

"Красный цвет — горячий цвет"
Константин Бальмонт


Мишель Пастуро рассказывает о красном хронологически: это история красного цвета, а не энциклопедия красного. Это книга по истории красного в западноевропейском обществе от Античности до XIX века. Пастуро рассматривает красный цвет на протяжении длительного времени, включая повседневную жизнь, обычаи, принятые в обществе, техническое применение, лексику, символику, религиозную мораль, художественное творчество.



В течение долгих тысячелетий красный был на Западе единственным цветом, единственным настоящим цветом. Как с точки зрения хронологии, так и в плане иерархии он опередил другие цвета.

Для древних греков и римлян красный — первый из цветов, главный цвет. Но можно ли на этом основании назвать красный их любимым цветом? Нет. Люди Античности еще не воспринимали цвет как абстрактное понятие.

Когда именно произошла перемена, переход от цвета как материи к цвету как абстракции? Предполагается, что решающий сдвиг произошел в период раннего Средневековья, в частности в сфере языка и лексики.

"В XII веке, когда во всей Западной Европе распространяется система богослужебных цветов, а затем появляются первые гербы и язык геральдики, этот процесс, по-видимому, завершается: отныне к цветам можно относиться как к отвлеченным, обобщенным категориям, лишенным какой бы то ни было материальности."

"В позитивном аспекте красный олицетворяет вмешательство Бога. В Ветхом Завете Яхве часто являет себя через посредство огня, как, например, в важнейшем эпизоде с Неопалимой Купиной или в описании бегства евреев из Египта, когда по ночам идет перед ними по пустыне в столпе огненном. В Новом Завете тот же огненно-красный цвет исходит от Бога, он представляет собой Дух Святой "животворящий", как сказано в "Символе веры"."

"В негативном аспекте огненно-красный цвет ассоциируется с адским пламенем и с красным драконом из Откровения. Этот красный цвет лжет и обманывает, губит и разрушает."

Символические значения красного: красный цвет власти, красный цвет вины, красный цвет наказания, красный цвет крови, которая должна пролиться, сохраняются и в наше время.

Красный цвет в Западной Европе - любимый цвет аристократии. Особенность красного цвета в Средние века в том, что он одновременно мужественный и женственный, суровый и полный очарования. Для женщин красный — цвет любви, блеска и красоты.
"Красный для мужчин символизирует доблесть, могущество и славу. Преимущественно женский цвет во многих областях жизни, красный — в то же время и цвет мужественности: его носят на войне, на турнире и на охоте, где рыцарю приходится быть на виду. Какой цвет одежды подходит для этих целей лучше, чем красный?"

"На исходе Средневековья красный цвет вступает в бурный и противоречивый период своей истории. Его статус первого из цветов, "главного цвета", начинают оспаривать, ему придется выдерживать конкуренцию с синим, ставшим настолько популярным, что порой его даже предпочитают красному, так еще надо противостоять наступлению черного."

"Главная опасность для красного цвета заключается не в изменении вкусов или особенностей восприятия. Главная опасность — это новая цветовая мораль, которую насаждают сначала законы против роскоши, а затем и набирающая силу Реформация. Согласно этой новой морали, красный цвет — слишком яркий и дорогостоящий, непристойный, безнравственный, развратный."

"Красный повсюду сдает позиции, но в символике сохраняет весь свой потенциал и по-прежнему занимает господствующее положение."

"Век Просвещения — время победного шествия синего, но отнюдь не красного. Именно в XVIII веке синий, который так давно соперничал с красным, что зачастую даже воспринимался как его антагонист, становится любимым цветом европейцев. И остается им по сю пору, намного опережая все прочие цвета. В том числе и красный. XVIII век станет отправной точкой медленного, но необратимого упадка красного в Западной Европы."

При всем при том красный цвет был и остается цветом благородства и величия.

"Таков парадокс красного, который перестал быть любимым цветом, которого все меньше в повседневной жизни, который во многих областях уступает место синему или зеленому, но вместе с тем обладает более мощным символическим потенциалом, чем все прочие цвета."

Обложку книги «Красный. История цвета» украшает репродукция картины Корнелиса Круземана «Женщина в красном со сложенными руками».

Я хочу дополнить пост другими репродукциями — у красного так много разных оттенков.


Стивен ван дер Мейлен "Елизавета I"
*****


Жан Огюст Доминик Энгр "Портрет Мари Маркоз, мадам де Сеннон"
*****


Альма Гогин "Раскаяние"
*****

Post_20190624_Rot4.jpg
Иван Березин "Портрет К.И.Тишининой"
*****


Элизабет-Луиза Виже-Лебрен "Портрет баронессы де Крюссоль"
*****


Феликс Валлоттон "Портрет мадам Хасен"
Tags: Мишель Пастуро, круг чтения
Subscribe

  • Книжные итоги. Июнь

    Florian Illies «1913: Der Sommer des Jahrhunderts» пост Книгу «1913 год» хорошо бы прочитать дважды. Второй раз читать главы книги в…

  • Расколдовывание мира

    Из книги Флориана Иллиеса «1913: Лето столетия» В мае 1913 года немецкий социолог и философ, Макс Вебер вводит новое понятие "расколдовывание…

  • О времена! О нравы! ©

    Aus dem Buch von Florian Illies «1913: Der Sommer des Jahrhunderts» / Из книги Флориана Иллиеса «1913: Лето столетия» "Die »Welt der Frau«, eine…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments