carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Category:

Мишель Пастуро «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей»

Почему возникло недоверие к полосатым тканям, почему их считают нехорошими? Как появился этот запрет?

У меня всегда первая ассоциация с унизительной полосатой одеждой, которую носили узники лагерей смерти и Гулага.

Мишель Пастуро анализирует, как историк, откуда берет начало презрение к тем, кто одевался в полосатую одежду? И высказывает предположение, что многие запреты связаны с толкованием Ветхого Завета: «Не надевай одежды из шерсти и льна» (т. е. сотканной из ткани как животного, так и растительного происхождения).

История костюма в Средневековье показывает как полосатая ткань связана с многочисленными скандалами. Существовало множество персонажей, традиционно носивших полосатую одежду.
Сложно понять, почему одежда в полоску характеризуется как нечто дьявольское.
По мнению Пастуро в Средние века полоски были связаны с хаосом и нарушением нормы, и приводит пример скандала, возникшего в конце лета 1254 года, когда Людовик IX Святой вернулся в Париж после неудачного крестового похода, его сопровождали несколько десятков монахов, в том числе кармелиты, одетые в полосатые плащи.


Пьетро Лоренцетти. Монахи-кармелиты у источника Св. Илии. 1328 год (иллюстрация из книги Пастуро).

В конце Средневековья статус полосатой одежды изменился.
Цитата:
"Первые костюмы в полоску подчеркивали прежде всего подчиненное положение своих обладателей, в течение XII века, одежда в полоску становится атрибутом всех, кто несет какую-либо службу раньше всего эта практика укоренилась в немецких землях, прежде всего в Южной Германии и прирейнских землях, где и продержалась в течение всего Средневековья вплоть до начала Нового времени."

Пастуро не упоминает швейцарских гвардейцев в Ватикане, а мне кажется — это наглядный пример его тезиса.


Полоски становятся атрибутом аристократии. Некоторые позируют для портрета в костюмах в полоску (Пастуро приводит пример портрета Франциска I кисти Клуэ, я не нашла хорошей иллюстрации, но обнаружила другую картину Клуэ):


Франсуа Клуэ. Екатерина Медичи и её дети. Начало 1560-ых.

Во времена Возрождения и романтизма получили распространение "правильные" полоски, они постепенно приобретают иной статус.
У полосок все больше функций, к концу XVIII века "правильные" полоски заметно потеснили "отрицательные" полоски.
Одежда в полоску больше не воспринимается как нечто дьявольское, она становится популярной.

Многое изменилось после 1775 года, полоски были поставлены на службу идеологии, став символом наступающей Революции.
Цитата:
"Трудно точно сказать, почему Французская революция столь активно использовала полоски, и полоски конца XVIII века связаны не только с Французской революцией. В происхождении французского триколора остается много неясного и противоречивого. Известно, что флаг возник после кокарды, в промежуток между 14 и 17 июля 1789 года, но сложно сказать, как именно это произошло; еще труднее определить изначальное значение белого, синего и красного. Появление романтических полосок, довольно быстро превратившихся в революционные, ознаменовало решающий этап в истории полосатых тканей. Отныне текстильные полоски могут быть и вертикальными, и горизонтальными, а главное — они могут восприниматься как нечто положительное."

Еще один неожиданный пример из жизни полосок:
В последнее время мужская рубашка в полоску потеснила белую. Если служащих с давних пор именовали «белыми воротниками» (противопоставляя их «синим воротничкам» — рабочим), то представителей высшего менеджмента, видимо, будут называть «полосатыми воротничками».

Пастуро как всегда увлекателен, книга захватывает и, надеюсь, поможет разрушить многовековые предрассудки.
Tags: Мишель Пастуро, круг чтения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments