carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Categories:

Мишель Пастуро «Зеленый. История цвета»

“Viride est id quod habet vires –
Зеленое есть есть то, что обладает мощью”

Варрон


Книга Пастуро о зеленом цвете оказалась для меня совершенно неожиданной. Зеленый цвет и отношение к нему удивительно загадочное и непростое.
История зеленого цвета  – это история взлетов и падений. То он входил в моду, то уходил в тень, иногда им восхищались, часто пренебрегали, и только сейчас он дождался подлинного признания. Зеленый цвет долго недооценивали, относя его к категории второстепенных цветов.

Почему же зеленый цвет оказался на задворках?

Пастуро объясняет это взаимосвязью цвета и морали: впервые об этом заговорили римские писатели. У них появилось множество последователей, разделивших цвета на «честные» и «бесчестные» - святой Бернард Клервоский в XII веке; францисканцы, сторонники добровольной бедности; законодатели позднего Средневековья, устанавливавшие законы против роскоши; вожди Реформации в XVI веке; буржуазные моралисты и пуритане всех мастей.

В этой классификации цветов по моральному признаку зеленый всегда оказывался в числе аморальных – безвкусных, непостоянных, недостойных порядочного гражданина, или благочестивого христианина, или даже просто честного человека.

Особенно дурную репутацию получили зеленые глаза - еще в Древнем Риме, а затем в позднем Средневековье.
Такие глаза бывают у предателей и у вероломных рыцарей.

"Самая символически значимая фигура среди всех этих предателей – Иуда. На фресках и миниатюрах он изображается в желтой или зеленой одежде либо с каким-то элементом одежды желтого или зеленого цвета"

Зеленые глаза встречаются у василисков, у змей и у некоторых драконов.
Если верить поговорке XVI века, мужчинам и женщинам, у которых такие глаза, суждено провалиться в его адское логово: «Сероглазых – в Рай, черноглазых – в Чистилище, зеленоглазых – в Ад».

Двойственное значение зеленый цвет имеет и в волшебных сказках. Зеленый - это цвет сверхъестественных существ, в частности фей. В Германии их называют «зелеными дамами» (die grünen Damen).

"Двуличие и вероломство – не единственные пороки, которые в позднем Средневековье ассоциируются с зеленым цветом. Когда в тексте или на изображении появляются аллегории семи смертных грехов, Скупость всегда одета в зеленое, и так будет продолжаться еще очень долго. Палитра смертных грехов останется почти без изменений и в Новое время: Гордыня и Прелюбодеяние всегда красные, Гнев – черный, Леность – синяя или белая, Зависть и Ревность – желтые, Скупость – зеленая."

*****

Зеленый может быть веселым цветом, то есть цветом, который оживляет и освещает покрытые им поверхности. Поэтому он быстро получил распространение в тех видах средневекового искусства, где главное – свет: витраже, эмалях, миниатюре. В окнах или фрагментах витражей всегда присутствует зеленый цвет, а в немецкоязычных странах он встречается особенно часто. Яркий пример - большой витраж Аугсбургского собора (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Stained_glass_windows_of_Augsburg_Cathedral?uselang=de), посвященный пророкам.

Зеленый может цветом любви.
В Средние века зеленому цвету юной страсти противостоят синий цвет законной, верной любви, серый цвет любви несчастной, а также красный цвет христианской любви и милосердия. Сюда же можно было бы добавить желтый цвет ревности, черный цвет отчаяния от утраты любимого или любимой или даже фиолетовый – символ любви кровосмесительной или запретной.

В эпоху рыцарства и куртуазной культуры зеленый ценился весьма высоко. Однако на закате Средневековья отношение к нему меняется: вследствие зависимости цвета от морали. По мнению церковных властей, одни цвета следует считать добропорядочными, а другие – подозрительными. Зеленый – возможно, из-за "высокоморального" синего – попадает во вторую категорию.

*****

Есть еще одно свойство зеленого, описанное Пастуро.

Зеленый в течение долгих веков ассоциировался со всем изменчивым, недолговечным, мимолетным: надеждой, удачей, игрой, случаем, деньгами и скупостью.
Почему? Вследствие связи между зеленым цветом и деньгами. Задолго до того, как в 1861 году появилась зеленая долларовая купюра, этот цвет стал ассоциироваться с деньгами и денежными делами.
С XVI века в Венеции и других городах игровые столы покрывают зеленым сукном. Этот цвет одновременно символизирует азарт, риск и деньги, которые игроку предстоит выиграть или проиграть.
От зеленого как символа Фортуны до зеленого как символа денег оставался только шаг: этот шаг был сделан на закате Средневековья или в раннее Новое время, и зеленый постепенно стал цветом денег, цветом долгов, цветом азартных игр.
Зеленый – цвет игры и азарта.

А еще зеленый на сцене приносит несчастье. нелюбовь к зеленому цвету у людей театра - часть целого комплекса суеверий и запретов.

*****

По представлениям людей Средневековья, у зеленого цвета есть не только свое излюбленное место – сад, но также и любимое время года – весна.
Все "зеленые" обряды в той или иной степени представляют собой пережитки язычества. Церковь боролась с ними много столетий, но не смогла победить. Весна и свежая молодая зелень оказались сильнее Евангелий и житий святых.

"Ассоциировать природу с зеленым цветом в наши дни стало обычным делом, чем-то само собой разумеющимся. Для нас природа и зелень – одно и то же. Но так было не всегда.
Поскольку у каждой из стихий есть свой цвет, природа выстроена вокруг четырех цветов: белого (воздух), черного (земля), красного (огонь) и зеленого (вода). В Средние века люди отождествляли с водой именно зеленый цвет, а не синий."

Только в эпоху романтизма зеленый стал – и до сих пор остается – цветом природы и, соответственно, цветом свободы. В это время вкусы у людей изменятся, их потянет на природу, мятущиеся души найдут в зеленом цвете и растительности целебный покой и новые чаяния.
Умиротворяющий, целебный зеленый цвет – уже сам по себе убежище, источник вдохновения, божественный цвет, который дает поэту уроки мудрости и бесконечности. Таким его изображает Жан-Жак Руссо.

*****

В последнее время культ зеленого достиг апогея: помимо прочих достоинств, в нем открыли еще и моральное измерение. Отныне все вокруг должно стать зеленым, приобрести цвет умиротворяющей, целебной зелени. Зеленый теперь не столько цвет, сколько идеология

Обложку книги «Зеленый. История цвета» украшает репродукция картины Рогира ван дер Вейдена «Читающая Мария Магдалина» из Лондонской национальной галереи.



_____________
Мишель Пастуро «Синий. История цвета»
Мишель Пастуро «Красный. История цвета»
Мишель Пастуро «Черный. История цвета»
Tags: Мишель Пастуро, круг чтения
Subscribe

  • Последний день лета

    Посвящается трудолюбивым садоводам и балконофилам. Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас С.Есенин «Анна Снегина» "Как…

  • Между строк

    "... внутренний сад, скомпонованный только из оттенков зеленого. Ни единого цветка. Лишь нефрит-изумруд-малахит-бирюза листьев, мхов и травы."…

  • Золотой померанец из Пассау

    Золотой померанец - Poncirus trifoliata - это единственный цитрусовый, который может выжить зимой на открытом воздухе к северу от Альп. Для лимонов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Последний день лета

    Посвящается трудолюбивым садоводам и балконофилам. Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас С.Есенин «Анна Снегина» "Как…

  • Между строк

    "... внутренний сад, скомпонованный только из оттенков зеленого. Ни единого цветка. Лишь нефрит-изумруд-малахит-бирюза листьев, мхов и травы."…

  • Золотой померанец из Пассау

    Золотой померанец - Poncirus trifoliata - это единственный цитрусовый, который может выжить зимой на открытом воздухе к северу от Альп. Для лимонов…