carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Category:

Опера Моцарта «Мнимая простушка» в мюнхенском Камерном театре.

Mozart

Опера «Мнимая простушка» («La finta semplice») была заказана двенадцатилетнему (!) Моцарту австрийским императором Иосифом II в 1768 г. В короткий срок (с апреля по июль 1768 года) Моцарт написал итальянскую оперу-buffa - «Мнимая простушка» по либретто Карло Гольдони.
К сожалению, из-за интриг придворных музыкантов постановка оперы в Вене была отменена. Премьера состоялась в Зальцбурге в начале мая 1769 года.


«…Вольфганг тотчас приступил к работе — с тем, чтобы оперу можно было ставить к пасхе; певцы ознакомились с первым актом сразу после его окончания и выразили свое полное удовлетворение и восхищение. Но теперь сам поэт стал причиной задержки в работе: он так медленно вносил в текст изменения, которых ждали композитор и певцы, что полностью закончил либретто только после пасхи. Моцарта это нисколько не беспокоило, он сочинял с радостью и рвением, писал новые арии, если этого требовали, и вскоре завершил солидную партитуру из двадцати пяти номеров, на 558 страницах, в трех частях.
Однако почти одновременно с окончанием музыки оперы начались интриги, направленные против ее исполнения, которые велись с разных сторон. Для многих была унизительной сама мысль о том, чтобы допустить двенадцатилетнего мальчика к дирижированию за клавесином, за которым привыкли видеть Глюка,— и этим сумели воспользоваться. Леопольд подозревал, что в кознях принимал участие и Глюк. Правда, вначале он писал: «Я привлек на нашу сторону даже Глюка, а именно — если ему что и не совсем по сердцу, то он не может показать этого, ибо покровители у нас и у него одни и те же»; позднее он говорил напрямик: «За это время все композиторы, среди которых главной фигурой является Глюк, вредили всему, чтобы воспрепятствовать продвижению сей оперы». Конечно, это преувеличение. Чего было опасаться Глюку в этом новичке! Впрочем, вполне вероятно, что ему, с его серьезностью, вся эта попытка двенадцатилетнего композитора, вокруг которой отец поднял так много шума, могла казаться пустяковой затеей, и он, при его прямом характере, во всяком случае, не скрывал своего суждения. Леопольд уже тогда воспользовался случаем, чтобы в той борьбе, которая развертывалась вокруг новой музыкальной драмы, вместе с сыном, хорошо подготовленным к этому хотя бы лондонскими впечатлениями,решительно встать на сторону старого искусства, представляемого Метастазио и«отцом музыки» Хассе. Л. Моцарт побудил обоих заявить, будто из тридцати опер,поставленных в Вене, «ни одна не приближается к опере этого мальчика, которой они оба не иначе как восхищаются в высшей степени». Но теперь оружие противника обернулось уже против самого Леопольда. Поползли слухи о помощи, которую Леопольд оказывал сыну в его произведениях, созданных прежде, и потому стали говорить, что это вообще сочинения не Вольфганга, а его отца, и что Вольфганг ни на что не способен. Леопольд знал, как бороться против этой болтовни. В высшем свете на больших приемах у князя Кауница, герцога фон Браганца, у Бонно (капельмейстера принца фон Хильдбургхаузена), Метастазио и Хассе он предлагал раскрыть любой том сочинений Метастазио, и Вольфганг тотчас сочинял музыку к первой же понравившейся арии и записывал ее с оркестровым сопровождением —испытание, которое не оставляло никаких сомнений, по крайней мере, в его технической сноровке и уверенности. Кроме сестры это подтверждает Немечек, ссылающийся на свидетельство «достойных уважения лиц, которые присутствовали при подобных испытаниях».

Мюнхенский Камерный театр существует с 2004, это небольшой ансамбль: в состав оркестра входит 10-12 музыкантов и приглашенные молодые певцы, преимущественно из консерваторий Мюнхена, Аугсбурга, Нюрнберга и Вюрцбурга.

Театр представляет две постановки в год – летом комическую оперу (в зале св. Хубертуса в Нюмфенбургском дворце) и поздней осенью, или зимой музыкальную комедию
Я слушала почти все комические оперы в постановке Камерного театра.
Из запомнившихся - «Сорока-воровка» и «Золушка» Россини и «Слуга двух господ» Моцарта.

И, конечно, я предвкушала удовольствие от оперы одного из моих любимых композиторов (тем более, я раньше её не слушала).
Музыка Моцарта полна изящества и очарования. Следуя традициям оперы-buffa Моцарт наделил каждого из героев характерными чертами. Прекрасные голоса у всех исполнителей.

Но трактовка оперы мне не понравилась (либретто оперы ниже под катом).
Постановщик превратил барона и его брата в двух сестёр. А главная героиня так часто переодевается то в мужчину, то в женщину, что не всегда понятно, кто, что, когда, зачем и почему делает.

По моему мнению, главная мысль оперы – осуждение жадности – не потеряла актуальности и сейчас, поэтому я бы в опере «Мнимая простушка» ничего не меняла.


Молодой венгерский офицер Фракассо и его сержант Симоне встали на постой в поместье барона Кассандро. Барон и его брат, туповатый Полидоро , — закоренелые женоненавистники. Это обстоятельство мало тревожило бы Фракассо и Симоне, если бы они не влюбились: первый — в прекрасную Джачинту, сестру хозяев, а второй — в их служанку Нинетту. Оба холостяка и слышать не хотят о замужестве девушек. Фракассо прибегает к хитрости: он приглашает свою сестру, очаровательную Розину, которая, пуская в ход женские чары обольщает обоих братьев. Бывшие женоненавистники устраивают друг другу сцены ревности, и страсть их всё разгорается, тем не менее они не дают согласия на брак сестры с Фракассо. Тогда Джачинта и Нинетта убегают, взяв с собой все драгоценности. Обнищавшие братья в отчаянии и обещают выдать девушек замуж за тех, кто отыщет беглянок. Их «отыскали» Фракассо и Симоне. Всё заканчивается свадьбой.
Tags: mozart, Моцарт, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “Моцарт” Tag

  • Eduard Mörike «Mozart auf der Reise nach Prag»

    Повесть Эдуарда Мёрике «Моцарт на пути в Прагу» описывает один вымышленный день из жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Действие охватывает период…

  • Ночь. Улица. Фонарь. Аптека © и Моцарт

    Владельцы аптеки за свои средства установили Моцартовскую мемориальную доску: в 1777 году Вольфганг Амадей Моцарт играл у графа Салерна во дворце…

  • Посвящается Моцарту

    Моцарт (27 января 1756 – 5 декабря 1791) «Моцарт. Его музыка может заставить уверовать в человека...» Эрик-Эммануэль Шмитт «Посетитель» «Моцарт…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments