carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Categories:

Моцарт и Мюнхен // Mozart und München

Моцарт (27 января 1756 – 5 декабря 1791) // Mozart (27 Januar 1756 – 5 Dezember 1791)

Можно ли считать Мюнхен городом Моцарта?
Когда думаешь о городах, связанных с именем Моцарта, в первую очередь вспоминаешь Зальцбург и Вену.

А Мюнхен?

Я живу в Мюнхене более двадцати лет и раньше об этом не задумывалась, хотя Моцарт – один из моих любимых композиторов.

Поэтому я перечитала несколько книг о Моцарте из домашней библиотеки, нашла интересные факты в интернете и мне хотелось бы поделиться с вами моими мыслями о связи Моцарта с Мюнхеном.

***
Более десяти лет, т.е. почти треть своей жизни Моцарт провел в концертных путешествиях по королевским и княжеским дворам Европы.

Как и во все времена, люди XVIII века были без ума от вундеркиндов.

Отец Моцарта, Леопольд решил извлечь из этого свою выгоду. Он хорошо понимал, какое восхищение и симпатию у ценителей музыки мог вызвать маленький музыкант, чья необыкновенная одаренность так удачно сочеталась с доброжелательностью и естественным обаянием.

Началась пора странствий.



В январе 1762 Леопольд повез своих чудо-детей – шестилетнего Вольфганга и его сестру Наннерль в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста Максимилиана III. Вольфганг поразил слушателей и очаровал баварский двор. Он играл также в разных салонах, где получал в качестве гонорара по нескольку золотых монет, по обычаю того времени в украшенных эмалью табакерках, и много подарков.

Три недели спустя, вернувшись домой в Зальцбург, было решено продолжить подобные поездки.

В июне 1763 Леопольд, Вольфганг и Наннерль начали самую длинную из их концертных поездок и вернулись домой в Зальцбург лишь к концу ноября 1766 - Мюнхен, Аугсбург, Людвигсбург, Шветцинген, Хейдельберг, Майнц, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Аахен, Брюссель, Париж, Версаль, Лондон, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Париж, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Ульм, Мюнхен.

Вечером 12 июня 1763 года они приехали в Мюнхен. Курфюрст Максимилиан был в восторге от новой встречи с маленьким виртуозом, очаровавшим его в прошлом году. Концерт был дан в нимфенбургском замке (Schloß Nymphenburg), одной из наиболее изысканных баварских резиденций в стиле рококо.

Концертное турне было слишком тяжелым для детей - трудно беспристрастно судить о поведении Леопольда Моцарта, он совершал самую худшую из глупостей, перевозя детей из одного города в другой.

В сентябре 1765 в Гааге дети перенесли тяжелое воспаление легких, после которого Вольфганг оправился только к февралю.
Затем они продолжили свое турне. Снова был Париж, куда они приехали 10 мая 1766 года. То ли это новое путешествие его снова утомило, но через несколько дней после приезда в Мюнхен его почти на месяц уложил в постель приступ острого ревматизма. Он смог дать всего один концерт у курфюрста. Курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами.
Как только они вернулись в Зальцбург (30 ноября 1766), Леопольд начал строить планы следующей поездки.

В 1771 скончался зальцбургский князь-архиепископ Сигизмунд, который доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Колоредо, однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством.

Короткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил Моцарту пришедший из Мюнхен, заказ на новую оперу для карнавала 1775. Баварский курфюрст Максимилиан III, вспомнив о былых визитах маленького Моцарта к своему двору, заказал ему оперу к предстоявшему Мюнхенскому карнавалу.

6 декабря 1774 года Моцарт с отцом выехали из Зальцбурга в Мюнхен для подготовки оперы «Мнимой садовницы» (La finta giardiniera), премьера которой состоялась 13 января 1775 года. Опера прошла с большим успехом и понравилась баварскому курфюрсту.

Моцарт очень хотел, чтобы успех его оперы окончательно обеспечил ему покровительство Максимилиана III. Конечно, Мюнхен не был землей обетованной, мало вероятно, чтобы отец и сын пользовались здесь большей независимостью чем при дворе князя-архиепископа, но они опасались, и возможно не без причины, что благосклонность, которой курфюрст удостоил юного композитора, заставит ревнивого Колоредо удвоить суровость в отношении своих слуг-музыкантов.
Успех «Мнимой садовницы» не имел никакого практического значения в том смысле, что Максимилиан III не оставил при своем дворе ни маэстро, ни его отца, так что приходилось с тяжелым сердцем возвращаться в Зальцбург, в подчинение князя-архиепископа, к унижениям, которым этот знатный сеньор подвергал своих подданных: Колоредо прибыл в Мюнхен через день после премьеры «Мнимой садовницы». Леопольд и Вольфганг не сомневались, что его светлость опоздал умышленно. Оперу повторили еще два раза, и оба раза архиепископ отсутствовал, хотя и находился в Мюнхене.

Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж, и прибыл 24 сентября в Мюнхен.

Из письма Моцарта отцу:
«Сегодня, 30-го, в девять часов, я отправился ко двору, как было условлено.... В десять часов барон Керн отвел меня в небольшой кабинет Когда ко мне приблизился курфюрст, я сказал ему: «Соблаговолите, Ваше Высочество, позволить смиренно припасть к Вашим стопам и предложить Вам свои услуги. — Так, значит, вы навсегда покинули Зальцбург? — Да, Ваше Высочество, навсегда. — Почему же? Вы не нашли общего языка с архиепископом? — Помилуйте, Ваше Высочество, я просто попросился уехать в эту поездку Он отказал мне, и это вынудило меня пойти на такой решительный шаг. Но я уже давно намеревался уехать. Зальцбург для меня не место, нет, конечно, нет! — Боже, какой молодой человек! А ваш отец еще в Зальцбурге? — Да, Ваше Высочество, он тоже смиренно припадает к вашим стопам. Я уже трижды ездил в Италию, написал три оперы, я член Болонской Академии и прошел испытание, над которым многие маэстро трудились в поте лица по четыре-пять часов и с которым я справился за час. Это подтверждает, что я в состоянии служить при любом дворе. Мое единственное желание — служить Вашему Высочеству, которое само является крупным… — Да, дитя мое, но сейчас нет вакансии! Мне очень жаль… Если бы только была вакансия… — Уверяю вас, Ваша Светлость, что я сделаю честь Мюнхену. — Да, но все это ничего не меняет… нет вакансии…»

Было невозможно вытянуть из князя что-то другое, кроме этих слов, которые означали окончательный отказ. Таким образом, было бесполезно задерживаться в городе, здесь уже явно нечего было ожидать.

Mozart_inMünchen1
Мемориальная доска // Gedenktafel Mozart (Ecke Theatinerstraße / Perusastraße)
В 1777 году Вольфганг Амадей Моцарт играл у графа Салерна во дворце Перуза, который когда-то находился на этом месте.
Моцарт восемь раз приезжал в Мюнхен. Однако, его мечте - остаться в Мюнхене - не суждено было осуществиться.
Hier musizierte 1777 Wolfgang Amadeus Mozart beim Grafen Salern in Palais Perusa das einstmals an dieser Stelle stand.
Mozart weilte achtmal in München. Doch sein Wunsch hier zu bleiben erfüllte sich nicht.

***

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге.

Но Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение нового курфюрста Баварского Карла Теодора написать оперу-сериа для мюнхенского карнавала 1781 года. Моцарт увидел в этом предложении не только счастливую возможность поставить хорошее произведение, но и уехать от Колоредо. Если повезет быть принятым баварской публикой и курфюрстом, ему уже не нужно будет впредь бояться тирании князя-архиепископа и он сможет без колебаний оставить Зальцбург.

«Идоменей, царь Критский (Idomeneo, Re di Creta)» был поставлен при дворе курфюрста Карла Теодора 29 января 1781 в Резиденцтеатре (Cuvilliéstheater).
В счастливом ожидании стать свидетелем триумфа на премьеру «Идоменея» в Мюнхен приехали Леопольд Моцарт с Наннерль.
Генеральная репетиция, прошедшая в большой зале дворца в день 25-летия Моцарта в присутствии курфюрста, была триумфальной. Курфюрст Карл Теодор много аплодировал и кричал «браво». После первого акта он поздравил Моцарта, высказав ему такой несколько странный, если принять во внимание трагический характер Идоменея, комплимент: «Эта опера будет чарующей и, безусловно, сделает вам честь». А когда после представления Моцарт подошел попрощаться с курфюрстом, тот заявил: «Невозможно вообразить, что в такой маленькой головке прячется нечто столь огромное».

Неизвестно почему, но из всех шедевров Моцарта «Идоменея» ставят меньше всего. При его жизни эту оперу после мюнхенского карнавала не ставили ни разу.

Mozart_inMünchen2
Мемориальная доска // Gedenktafel Mozart (Burgstraße, 7)
В доме, который до 1944 года стоял на этом месте, жил Моцарт в период от 6 ноября 1780 г. до 11 марта 1781 года. Здесь он завершил, помимо других шедевров, оперу «Идоменей, царь Критский (Idomeneo, Re di Creta)», заказанную баварским курфюрстом к карнавалу 1781 г. Премьера состоялась 29 января 1781 года в старом Резиденцтеатре.
Прохожий вспомни о нем и его музыке.

In jenem Hause, das bis 1944 an dieser Stelle stand, wohnte W. A. Mozart vom 6. Nov. 1780 bis zum 11. März 1781. Hier vollendete er, neben anderen Meisterwerken, seine vom Bayerischen Kurfürsten für den Karneval 1781 in Auftrag gegebene Opera Seria Idomeneo re die Creta, die im Alten Residenztheater am 29. Januar 1781 zur Uraufführung kam.
Die ihr hier vorübergeht, gedenket seiner und seiner Musik.

***
Пока Моцарт в Мюнхене получал поздравления, его работодатель, архиепископ Зальцбургский, посещал торжественные мероприятия по поводу коронации и вступления на австрийский престол императора Иосифа II. Моцарт решил воспользоваться отсутствием архиепископа и задержался в Мюнхене дольше положенного. Узнав об этом, Колоредо приказал Моцарту срочно прибыть в Вену. Здесь личный конфликт Моцарта и Колоредо постепенно приобрел угрожающие масштабы, и после громкого публичного успеха Вольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апреля 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. В мае он подал прошение об отставке, а 8 июня был выставлен за дверь.

В последний раз Моцарт посетил Мюнхен в октябре – ноябре 1790. По просьбе курфюрста Карла Теодора Моцарт дал концерт в честь короля Обеих Сицилий Фердинанда IV в мюнхенской резиденции
***

Можно ли назвать Мюнхен городом Моцарта?
Как жаль, что не исполнилось предсказание Моцарта - «я сделаю честь Мюнхену» .
Я думаю, Моцарт никогда и нигде не чувствовал себя дома. Моцарт был гостем на нашей земле.

Adi_Holzer_Werksverzeichnis_957_Mozart_Engel
Mozart Engel aus der Mappe Mozart Suite von Adi Holzer (Quelle: Wikipedia)

P.S. неизвестный бюст Моцарта.
В 2006 юбилейном году Моцарта в мюнхенской резиденции был выставлен неизвестный бюст Моцарт, выполненный скульптором Генрихом Келлером (Heinrich Keller) по заказу баварского короля Людвига I в 1806 (или по другим данным в 1811 г.).
Почему этот бюст не был выставлен ранее? Оказывается вдова Моцарта, посетив Мюнхен в 1835 году, не узнала в изображении своего покойного мужа, и бюст на долгие годы оставался в частном владении.
Mozart-büste


***
Mozart hat München insgesamt achtmal besucht und hier außer zahlreichen Konzerten, an denen er zumeist mitwirkte, zwei Opern aufführen können: 1775 "La Finta Giardiniera" im Salvatortheater, dem alten Opernhaus am Salvatorplatz und für die Karnevalsaison von 1780/81 im Auftrag des kurfürstlichen Hofes "Idomeneo" für das neue Kurfürstliche Hofopernhaus an der Stelle des damaligen "Alten Residenztheaters". Das wiederaufgebaute Theater ist heute unter dem Namen Cuvilliès-Theater bekannt.

***
Bereits im Alter von sechs Jahren besuchte Wolfgang Amadeus Mozart 1762 erstmals München und gab zusammen mit seiner Schwester Nannerl seine ersten Konzerte vor Kurfürst Max III. Joseph in der Residenz.

***
Der zweite Besuch Mozarts folgte ein Jahr später, im Juni 1763. Unvergesslich blieb für Mozart das Konzert in Schloß Nymphenburg vor dem Kurfürsten und dem Hof. Mit seiner Schwester Nannerl lernt er bei diesem Besuch auch die Amalienburg, die Badenburg und die Pagodenburg kennen.
Von München aus begab sich die Familie Mozart auf eine gut dreijährige Europareise, auf der die drei Musiker große Erfolge verbuchen konnten. Auf dem Rückweg von dieser Triumphfahrt machte sie wiederum Station in München, wo Wolfgang Amadeus Konzerte gab am kurfürstlichen Hof.
In den folgenden Jahren prägten drei Reisen nach Italien das Schaffen Mozarts, bis er im Herbst 1774 vom kurfürstlichen Hof in München den Auftrag bekam, für den Karneval 1775 eine Oper buffa zu komponieren. Mozart hielt sich rund drei Monate in München auf und am 13. Januar 1775 wurde „La finta giardinera“, Opera buffa in drei Akten, im alten Hoftheater, dem Salvatortheater am Salvatorplatz aufgeführt.

***
Auf eine Anstellung bei Hofe hoffend kam Mozart 1777 wiederum nach München. Seine Hoffnungen wurden jedoch enttäuscht, und er setzte seine Reise nach Paris fort.
Die Rückreise von Paris nach Salzburg führte Mozart 1778/79 wieder für einige Tage nach München. Inzwischen hatte Kurfürst Karl Theodor die Nachfolge von Max III. Joseph angetreten.
Am 5. November 1780 reiste Mozart nach München und begann mit den Arbeiten zu „Idomeneo“. Bereits am 1. Dezember des gleichen Jahres fand die erste Orchesterprobe in Gegenwart von Kurfürst Karl Theodor statt, zur Premiere öffnete sich am 29. Januar 1781 im Cuvilliéstheater

***
Mozarts letzter Besuch in München erfolgte im Oktober/November 1790. Auf Bitte des Kurfürsten gab Mozart zu Ehren von König Ferdinand IV von Neapel-Sizilien ein Konzert im Kaisersaal der Münchner Residenz.

***
Mozart vergebliche Bitte um einen Stelle als Münchner Hofkapellmeister
Mozart hat München mit seinem musikliebenden Publikum sehr geschätzt – "hier bin ich gern" – und mehrfach versucht, eine Stelle als Hofkapellmeister zu erlangen, zuletzt 1777. Dabei wandte er sich direkt an den Kurfürsten. Diese Begegnung fand im 1. Vorzimmer der Kurfürstlichen Wohnräume, der heute so genannten "Kleinen Ritterstube" statt.

***
Mozarts Brief an den Vater
"München, 30. September 1777
… Heute, als den 30., ging es nach Abrede mit Monsieur Wotschitka [Hofcellist]] um neun Uhr nach Hof. Da war alles in Jagduniform. [ …] Um zehn Uhr führte er mich in ein enges Zimmerl, wo S. Kurfürstliche Durchlaucht durchgehen müssen, um vor der Jagd Meß zu hören. Graf Seeau [Hofmusik- und Hoftheaterintendant und enger Vertrauter des Kurfürsten Max III. Joseph] ging vorbei und grüßte mich sehr freundlich "Befehl mich, liebster Mozart". Als der Kurfürst an mich kam, so sagte ich "Euer Kurfürstliche Durchlaucht erlauben, daß ich mich untertänigst zu Fußen legen und meine Dienste antragen darf".- "Ja, völlig weg von Salzburg?" – "Völlig weg, ja Euer Kurfürstliche Durchlaucht" – "Ja, warum denn? Habts eng zkriegt" – "Ei beileibe, Euer Durchlaucht, ich habe ja nur um eine Reise gebeten, er [Fürstbischof Hieronymus Graf Colloredo von Salzburg] hat sie mir abgeschlagen, mithin war ich gezwungen, diesen Schritt zu machen, obwohlen ich schon lange im Sinn hatte wegzugehen, denn Salzburg ist kein Ort für mich, ja ganz sicher!" – "Mein Gott, ein junger Mensch! Aber der Vater ist ja noch in Salzburg?" – "Ja, Euer Kurfürstliche Durchlaucht, er legt sich untertänigst u.s.w. Ich bin schon dreimal in Italien gewesen, habe drei Opern geschrieben, bin Mitglied der Akademie in Bologna, habe müssen Probe ausstehen, wo viele Maestri vier bis fünf Stund gearbeitet und geschwitzt haben, ich habe es in einer Stund verfertiget. Das mag zur Zeugnis dienen, dass ich imstande bin, in einem jeden Hofe zu dienen; mein Wunsch ist aber, Euer Kurfürstlichen Durchlaucht zu dienen, der selbst ein großer" – "Ja, mein liebes Kind, es ist keine Vacatur [freie Stelle] da, mir ist leid. Wenn nur eine Vacatur da wäre!" – "Ich versichere Euer Durchlaucht, ich würde München gewiß Ehre machen". – Ja, das nutzt alles nicht, es ist keine Vacatur da". Dies sagte er gehend; nun empfahl ich mich zu höchsten Gnaden. …"

***
Unbekannte Mozartbüste erstmals wieder zu sehen.
Schlösserverwaltung zeigt Büste zu Ehren des Komponisten in der Münchner Residenz
Die Bayerische Schlösserverwaltung zeigt im Mozartjahr eine bisher unbekannte Marmorbüste aus der Werkstatt des Bildhauers Heinrich Keller. Die Mozartbüste ist ab sofort in der kleinen Ritterstube der Münchner Residenz zu sehen. Genau an diesem Ort fing er den bayerischen Kurfürsten ab, um ihn um eine Anstellung als Hofkapellmeister zu bitten.

Mozart ohne Zopf und aus Marmor – auch für seine Witwe schwer zu erkennen
Die Büste des Komponisten Wolfgang Amadeus Mozart (1756-1791) wurde im Auftrag des Kronprinzen Ludwig (seit 1825 König Ludwig I.) vom Schweizer Bildhauer Heinrich Keller (1777-1832) nach einer unbekannten Vorlage gemeißelt. Sie ist nicht signiert. Auch ist die bisher angenommene Datierung 1811 nicht gesichert, da bekannt ist, dass Keller bereits 1805 das Bildhauerhandwerk aus Krankheitsgründen aufgegeben hat.

Die Mozartbüste war wohl für einen schon seit etwa 1806 geplanten Ehrentempel der bedeutendsten deutschsprachigen Persönlichkeiten aus Wissenschaft und Kultur bestimmt, dessen Standort zunächst im nördlichen Teil des Englischen Gartens vorgesehen war. Als Ruhmeshalle auf der Theresienhöhe in München und als Walhalla über der Donau bei Regensburg wurde er dann Jahrzehnte später realisiert.

Allerdings hat man das posthume Mozartportrait dort nicht aufgestellt. Der Grund mag darin liegen, dass Mozarts Witwe Constanze bei einem Besuch in München (1835) den Dargestellten nicht als ihren verstorbenen ersten Mann wiedererkannte. Es verblieb im königlichen Privatbesitz und ist so weitgehend unbekannt geblieben. 1959 wurde der Bayerischen Schlösserverwaltung die Marmorbüste zum Kauf angeboten. Nach Jahrzehnten im Depot ist die Büste nun wieder zu sehen

Pressemitteilung: http://www.schloesser.bayern.de/deutsch/presse/archiv06/mu_res/mozart.htm
Tags: mozart, Моцарт, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “Моцарт” Tag

  • Eduard Mörike «Mozart auf der Reise nach Prag»

    Повесть Эдуарда Мёрике «Моцарт на пути в Прагу» описывает один вымышленный день из жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Действие охватывает период…

  • Ночь. Улица. Фонарь. Аптека © и Моцарт

    Владельцы аптеки за свои средства установили Моцартовскую мемориальную доску: в 1777 году Вольфганг Амадей Моцарт играл у графа Салерна во дворце…

  • Посвящается Моцарту

    Моцарт (27 января 1756 – 5 декабря 1791) «Моцарт. Его музыка может заставить уверовать в человека...» Эрик-Эммануэль Шмитт «Посетитель» «Моцарт…

  • Eva Baronsky «Herr Mozart wacht auf»

    "Solange es nur Musik gab, war er bereit, in jeder Welt zurechtzukommen." Eva Baronsky «Herr Mozart wacht auf» Strenggenommen, lese ich keine…

  • Пражский Моцартовский Командор

    Спасибо Оле (redseagull) я пополнила свою коллекцию музыкальных памятников: пустой плащ, известный как Плащ Совести, или Pieta, или…

  • «Così fan tutte» Моцарта в мюнхенском Камерном театре

    Божественная музыка и очень красивые сильные голоса. В мюнхенском Камерном оперном театре поют молодые певцы, приглашенные из консерваторий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments