carpe_libros (carpe_libros) wrote,
carpe_libros
carpe_libros

Categories:

«Роман «Успех» и Бавария Лиона Фейхтвангера» / «Erfolg». Lion Feuchtwangers Bayern






Выставка «Роман «Успех» и Бавария Лиона Фейхтвангера» в литературном клубе Мюнхена / Ausstellung im Literaturhaus München - «Erfolg». Lion Feuchtwangers Bayern

L_F-1925 В 1925 писатель Лион Фейхтвангер, разочарованный политическим развитием в его родном городе, переезжает в Берлин и начинает работу над романом о событиях на своей родине Баварии в 1921 – 1924 годах.

Из статьи Фейхтвангера «Мой роман «Успех»:
«Я – современный немецкий романист и не стремлюсь создать образ какого-нибудь одного героя или одной героини. Я выбрал для этого романа группы характеров, а не отдельные индивидуальности. За ними […] стоит огромная масса: народ Баварии.
Земля Бавария - это подлинный герой моего романа».


Первый зал выставки посвящен биографии Фейхтвангера, особенно интересны ироничные цитаты из очерка «Автор о самом себе».
Представлены фильмы, фотографии, газеты того времени, личные документы, исторические объекты.

Выставка разделена на две части: после краткого биографического введения посетитель попадает в залы, населенные всеми действующими лицами романа.
Взгляд посетителя направлен на панорамы и карты, на фоне которых действуют главные герои.
Посетители становятся частью происходящего, частью книги.
Выставка оформлена мюнхенским иллюстратором Дирком Шмидтом (Dirk Schmidt) и сконцентрирована на десяти основных фигурах романа, представленых графически на фоне перемен в Баварии после подавления Баварской Советской Республики.




Персонажи романа сопоставимы с деятелями из области политики, экономика и культуры того времени:
доктор Мартин Крюгер - доктор Август Либманн-Майер (главный хранитель государственной картинной галереи)
писатель Йозеф Пфистерер - писатель Людвиг Гангхофер
писатель Лоренц Маттеи - писатель Людвиг Тома
комик Бальтазар Гирль - автор скетчей, комик Карл Валентин
инженер Каспар Прекль – драматург Бертольт Брехт

Себастиан фон Грюбер - изобретатель, основатель технического Немецкого музея Оскар фон Миллер
министр юстиции доктор Отто Кленк - Министр юстиции Кристиан Рот
др.Бихлер – политик Георг Хайм
министр Франц Флаухер - премьер-министр Густав фон Кар
кронпринц Максимилиан – кронпринц Руппрехт

Руперт Кутцнер - Адольф Гитлер
генерал Феземан - Эрих Людендорф

Все ключевые темы романа представлены отдельными этапами.
Мне кажется, устроители выставки, пытались решить чем же является в первую очередь роман «Успех» - это исторический роман или историческое отображение.
Может ли роман быть ключом к пониманию Баварии?

Роман «Успех» имеет подзаголовок - Три года из истории одной провинции.
Лион Фейхтвангер создает портрет Баварии начала 20-х годов c реальными и выдуманными населенными пунктами. "Провинция" - это Мюнхен и Верхняя Бавария.
Фейхтвангер ставит ей беспощадный диагноз:
«Баварцы ворчали. Они не желали заглядывать вперед, им дела не было до более разумно устроенной Европы, они желали жить, как жили до сих пор в своей прекрасной стране: широко, шумно, сытно. Немного искусства, музыки, побольше мяса, пива и женщин, почаще праздники, а по воскресеньям — здоровая потасовка. Они были довольны тем, что есть. Пусть оставят их в покое все эти приезжие...»

Но роман показывает и любовь Фейхтвангера к своей земле – в лице писателя Жака Тюверлена, работающего над книгой о Баварии.
«Тюверлен прекрасно знает жителя Баварской возвышенности со всеми его недостатками, и все же сердцем своим он к нему привязан. Он любит этого человека, способного воспринимать лишь то, что он может практически использовать, но не обладающего способностью создавать отвлеченные умозаключения. […] Да, да, писателю Жаку Тюверлену нравится этот поверхностно цивилизованный, лесной, первобытный человек, зубами и когтями цепляющийся за приобретенное им, недоверчиво и глухо рычащий, когда к нему подступает что-то новое. Разве он не великолепен в ограниченности сферой своего я, этот житель Баварской возвышенности? […] Просто замечательно, как он, основываясь на своей дикарской любви к потасовкам, именует себя баварским львом. Тюверлен и не думает высмеивать эти «расовые особенности».

Выставка доказывает: «Успех» - это захватывающий роман, в котором автор свободно обходится с историей.
Исторические события, описанные в романе, - убийство депутата ландтага Карла Гарейса 9-го июня 1921 и фашисткий путч «Истинных германцев» 8./9-го ноября 1923 г. соответствуют реальным датам.

Но некоторые события Фейхтвангер предвосхищает:
feuchtwanger_005
Бронзовый бык как олицетворение отсталой Баварии выставлен против автомобиля БМВ (выпущенного в 1929 г.) как символа прогресса.

Иоганна Крайн читает книгу Бернарда Шоу «Путь к социализму и капитализму (справочник для интеллигентной женщины)» (книга была написана в 1928 году).

Лион Фейхтвангер: «Мне вовсе не хочется фотографировать отдельные черты второго или третьего года, мне хочется нарисовать картину всего десятилетия. Я меняю отдельные черты, которые сегодня в точности совпадают с действительностью, но через пятьдесят или, может быть, даже через двадцать лет будут уже неправдоподобны. Между документально проверенной действительностью и исторической правдой — большая разница. Возможно, что уже через двадцать лет в рассказе о людях нашего десятилетия радио будет не только соответствующей, но и необходимой деталью, хотя в третьем году оно и не существовало»

Расположенная в центре выставки тюремная камера становится связующим звеном между реальным и выдуманным.
feuchtwanger_006
По замыслу устроителей выставки тюремная камера – это эмблема Баварии того времени.

Роман «Успех», изданный в 1930 и вышедший огромным для того времени тиражом в 40 тысяч экземпляров, был резко раскритикован. По мнению организаторов выставки Фейхтвангер и его романы приобрели значение только сейчас.

Я с этим не согласна. Фейхтвангера и, в первую очередь, его исторические романы читали многие (и не только в Советском Союзе).

Мне кажется, что главное в романе – это поиски справедливости, а картина ««Иосиф и его братья, или Справедливость» - символ этих поисков.

Весной 1933 после поездки в США Фейхтвангер не смог вернуться в Германию и вынужден был эмигрировать сначала во Францию, а затем в США. Его книги, в том числе «Успех» были запрещены и сожжены, мюнхенский университет им. Людвига-Максимилиана лишил его докторский степени, 23 августа 1933 он был лишён гражданства, а его дом и имущество были конфискованы.


Lion Feuchtwanger, 1884 in München geboren, war 1925 – enttäuscht von den politischen Entwicklungen in seiner Vaterstadt – nach Berlin gezogen. Dort begann er die Arbeit an einem Roman über seine Heimat – über das Land Bayern der Jahre 1921 bis 1924.

»Als moderner deutscher Romanschriftsteller habe ich an einem Helden oder einer Heldin kein Interesse. Ich wählte für diesen Roman Gruppen von Charakteren und nicht Einzelindividuen. […] Das Land Bayern ist der eigentliche Held meines Romanes.« (Feuchtwanger)

»Ich möchte nicht Einzelheiten des Jahres 2 oder 3 photographieren, sondern ein Bild malen vom ganzen Jahrzehnt, ich ändere Einzelheiten, die heute aktenmäßig sind, weil sie in der Distanz von fünfzig oder vielleicht schon von zwanzig Jahren unwahr werden.« (Feuchtwanger)

Die Ausstellung beleuchtet zunächst den biografischen Hintergrund, zeigt Feuchtwangers Arbeitsweise, um dann die Kernthemen des Romans und deren historischen Kontext zu visualisieren. Sichtbar gemacht werden die historischen Bezüge durch zeitgenössische Filme, Fotos, Zeitungen, persönliche Dokumente, historische Objekte.

Alle Themen werden in einzelnen Stationen durch Fotos, Dokumente, Exponate dargestellt. Die Ausstellung zeigt: »Erfolg« ist ein faszi­ nierender Roman, der mit der Historie frei umgeht.

Ein bronzener Stier steht in der Schau einem BMW, Baujahr 1929, gegenüber- eine der Vordatierungen im Roman. Der Stier als Verkörperung des ruckständigen Bayern, das Automobil is Ausdruck der Moderne, der sich Feuchtwanger zurechnete.


Im Frühjahr 1933 konnte Feuchtwanger nach einer Lesereise durch die Vereinigten Staaten nicht mehr nach Deutschland zurückkehren und ging ins Exil, zunächst nach Frankreich, später in die USA. Seine Bücher (darunter "Erfolg") wurden verboten und verbrannt, die Ludwig-Maximilians-Universität München erkannte ihm seine Doktorwürde ab, am 23. August 1933 wurde er aus Deutschland ausgebürgert, sein Haus und Vermögen beschlagnahmt.



Фотографии / Fotos:
Лион Фейхтвангер в Берлине в 1925 г. / Lion Feuchtwangers um 1925 , Berlin (Bertolt-Brecht Archiv)
Unodue (architektur ausstellungen design)

Источники / Quelle:
Lion Feuchtwanger «Erfolg»
Лион Фейхтвангер Автор о самом себе
Лион Фейхтвангер Мой роман «Успех»
Begleitprogramm der Ausstellung
Michael Stephan «Feuchtwanger, Lion: Erfolg. Drei Jahre Geschichte einer Provinz, 1930», Justizroman Historisches Lexikon Bayerns, (http://www.historisches-lexikon-bayerns.de/artikel/artikel_44374)
Tags: ausstellungen, lion feuchtwanger, Лион Фейхтвангер, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments